Коррекция гиперактивности |
Практические рекомендации для родителей гиперактивных детей 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: 1. проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; 2. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя; 3. помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными; 4. контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил; 5. чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя»; 6. избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку; 7. реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.); 8. повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; 9. не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; 10. выслушивайте то, что хочет сказать ребенок; 11. если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие оценки по 2-3 основным дисциплинам; 12. помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка; 13. воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Задача родителей – найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе; 2. Изменение психологического микроклимата в семье: 1. уделяйте ребенку достаточно внимания. При выполнении домашнего задания находитесь рядом и помогайте при необходимости. Перед сном желательно читать ребенку небольшие рассказы или сказки. Обсуждайте с ребенком, как прошел его день в школе. 2. проводите досуг всей семьей: играйте в настольные игры, шашки, шахматы, домино, фишки. 3. не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий: 1. рабочее место ребенка должно быть тихим и спокойным ( не около телевизора или дверей); 2. установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время, Награждайте ребенка за его выполнение; 3. старайтесь, чтобы ребенок выспался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым; 4. делите домашние задания на более короткие временные промежутки: 15 минут на выполнение задания – 5 минут перерыв; 5. чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь; 6. снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания; 7. оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; 8. избегайте по возможности больших скоплений людей; 9. помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля; 10. давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляете ребенка; 11. развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1; 12. развивайте устойчивость внимания такими видами деятельности как: •длительная сортировка и нанизывание бусинок; •чтение алфавита, перемежающегося со счетом: •вязание; 4. Специальная поведенческая программа: 1. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе. Выполнение домашних заданий; 2. введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой; 3. не прибегайте к физическому наказанию! Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка; 4. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Гиперактивные дети игнорируют выводы и замечания, но чувствительны к малейшей похвале; 5. поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее; 6. поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него;
7.не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; 8. не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; 9. помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап; 10. не давайте одновременно несколько указаний;
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы. Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: 11. лишение удовольствия, лакомства, привилегий; запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; 12. прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, досрочное отправление в постель); 13. дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы!!!
|
Обновлено 31.03.2019 16:03 |